top of page

Весной 1944 года немцы, предчувствуя свою скорую гибель, сделали попытку уничтожить партизан в Липичанской пущи, сжечь ближайшие населенные пункты. Врагу удалось окружить народных мстителей. Отряд имени Буденного был в авангарде прорыва. Бой был упорным, но партизаны вышли из окружения.

3 апреля 1944 года партизаны бригады «Победа» уничтожили немецкий гарнизон, расположенный в д. Острово.  Основной состав отряда им. Будённого бригады «Победа» составляли жители д. Острово. «Столицей» называли партизаны деревню.Расстрелы, погромы, карные операции не приносили фашистам желаемых результатов. Тогда немецкое командование принимает решение о размещении в Острово гарнизона.

Житель деревни Николай Иосифович Мозоль вспоминает: «Немецкий гарнизон находился в Навинах (одна из улиц деревни). Штаб оборудовали в доме Николая Захарчука. Вокруг штаба были вырыты окопы. Недалеко, на хуторе Груд, находился полицейский участок. Полицаи контролировали дорогу, которая вела в лесной массив «Бор». 

Немецкий гарнизон представлял огромную опасность для партизан, так как фашисты могли в любой момент начать наступление. Первым принял бы удар отряд им. Будённого, которым командовал Григорий Лазаревич Кириллов.

Раз за разом отряду им. Будённого приходилось отбивать попытки оккупантов прорваться в лес. В отряде на исходе оказались патроны. На каждый пулемёт оставалось по одному диску, а то и по одной обойме. Кирилов доложил обстановку с боеприпасами командиру бригады П.И. Булаку и предложил разгромить гарнизон в Острово. В штабе бригады с моим предложением согласились. План операции был тщательно разработан.

Партизаны понимали: если не удастся разгромить фашистский гарнизон, то всё своё зло оккупанты выместят на жителях деревни. План операции сводился к следующему:

- отряд им. Будённого занимает исходный рубеж на опушке леса в восьмистах метрах от Новин и оттуда ведёт наступление двумя группами. Первая группа численностью до 60 человек уничтожает вражеский штаб и огневые точки на небольших хуторах, вторая группа (40 бойцов) атакует полицейский участок на хуторе Груд;

- отряд им. Суворова (командир В.И. Абрамов) должен выставить две засады. Одну – возле кладбища у хутора Мошки, с задачей не допустить подхода подкрепления со стороны Голынки. Другую – в районе деревни Лабзово. Эта группа должна была обезвредить фашистов, если они придут на помощь со стороны Деречина. Кроме того, Абрамов должен был выделить две группы партизан для атаки вместе с отрядом Будённого вражеского гарнизона в Навинах;

- отряду им. Молотова (командир И.Т. Медведев) надо было скрытно подойти к д. Томаши и в момент общего наступления атаковать расположенное вражеское подразделение, сковать его действия.

Г.Л. Кириллов так вспоминал эти события: «Я со своим отрядом должен был обойти деревню вдоль речки Луконица и атаковать противника с противоположной от леса стороны. В разгар боя должен был подойти со своим отрядом В.И. Абрамов. Но в начале боя нужно было обезвредить часовых. Эта задача была поставлена перед партизаном-французом Леоном Эйером, который отлично владел немецким языком. Для выполнения задания он переоделся в немецкую форму. Всё это позволило ему быстро выполнить задуманное». Отряд по сигналу зелёной ракеты быстро развернулся в цепь и бесшумно ворвался в Навины. Основной бой разгорелся у дома, где размещался штаб гарнизона. Около него в окопе были установлены 45-милиметровая пушка, 72-милиметровый миномёт и станковый пулемёт. Фашисты яростно сопротивлялись, однако все были перебиты…

Вторая группа бойцов отряда овладела полицейским участком на хуторе Груд. Десятки полицаев были взяты в плен. Главная задача – уничтожение гарнизона – была выполнена.

Из отчёта командования о боевых действиях бригады «Победа»: «03.04.1944 г. отрядами бригады им. Будённого (100 человек), им. Суворова (90 человек) уничтожен немецкий гарнизон в д. Острово, который насчитывал до 200 солдат и офицеров. Было убито 15 и взято в плен 26 гитлеровцев. Захвачены трофеи: 2 пушки 45-милиметровые и 100 снарядов к ним, 2 батальонных миномёта и 80 мин к ним, 5 ручных пулемётов, автомат, 40 гранат, 20 винтовок, 40 тысяч патронов».

После разгрома гарнизона в Острово оккупанты быстро сняли и другие гарнизоны, которые блокировали лес в зоне действий бригады «Победа». Поставленная цель была достигнута.

В июне 1944 года немцы снова окружили партизанскую бригаду «Победа». Дивизия регулярных войск противника, которая следовала на фронт, блокировала все выходы из леса. На помощь врагу пришли самолеты. Для бригады создалось серьезное положение.

Оперативно собрали командиров отрядов, посоветовались. Решили пробиваться из окружения с боем. Прорыв блокады, по сути, был последним боем партизан. В нем погибли комиссар бригады Г.Г. Ивлиев, комиссар отряда «Победа» С.С. Нестеренко, командир отряда имени Суворова И.В. Абрамов, много других партизан. Однако, основные силы бригады были спасены.

10-14 июля 1944 года освобождение Зельвенского района

Зельвенский район освобождали войска 2-го и 3-го Белорусских фронтов. Разделительная линия между ними проходила примерно через населенные пункты Байки - Голынка - южнее Грабово - между Горна, Зельвой и далее по дороге Зельва - Волковыск. Южную часть района освобождали войска 48-й армии, северную - 3-ей армии (командующий - генерал-полковник А.В. Горбатов). Боевые действия наземных войск поддерживала 4-я воздушная армия (командующий - генерал-полковник К.А. Вершинин). В освобождении Зельвенщины принимали участие партизаны бригады «Победа» (командир - П.И. Булак).

9 июля 1944 г. войска 3-ей армии вышли на рубеж рек Нёман и Молчадь и получили приказ командующего 2-м Белорусским фронтом генерал-полковника Г.Ф. Захарова продолжить преследование противника и до конца дня 10 июля главными силами выйти на линию Новосёлки - Зельва и передовыми частями захватить плацдарм на западном берегу р. Зельвянка, на участке Пески - Зельва. Принятое решение соответствовало тогдашней обстановке, но намеченные темпы наступления для войск армии оказались слишком высокими.

3-я армия, преследующая врага в направлении Волковыска, в 13 часов 10 июля встретила сопротивление противника на промежуточном оборонительном рубеже на западном берегу р. Щара. Это стало серьезным препятствием, с которым войска 3-ей армии справились с боев во второй половине дня 10 июля и в ночь на 11 июля. 

Противник ввел в бой в полном составе 28-ю лёгкую пехотную дивизию, которую перекинул с глубины обороны. И всё чаще контратаковал силами до роты при поддержке нескольких танков и штурмовых орудий, минометов. Советские части уничтожали опорные пункты противника и отбивали его контратаки.

10 июля передовые части 5-й, 129-й Орловской и 169-й Рогачевской дивизий настойчиво с боями двигались вперед. Были освобождены деревни Костровичи, Сеньковщина, Едначи. Затем сходу формировали р. Луконница и заняли деревни Голынка, Пруд, Луконница и Снежное.

Двигаясь вперед, подразделения 556-го стрелкового полка 169-й Рогачевской стрелкового дивизии 11 июля встретили упорное сопротивление фашистов в районе д. Старое Село. Разгорелся жестокий бой. Гитлеровцы делали все возможное, чтобы сдержать наступление советских воинов, дать возможность главным силам отойти на западный берег р. Зельвянка и организовать оборону на подходе к Волковыску.

В это время для прорыва главной полосы обороны фашистов в северо-западном направлении в бой был введен 438-й полк 129 орловской стрелковой дивизии. Утром 11 июля при активной поддержке артиллеристов, сопротивление гитлеровцев было сломлено. Были освобождены такие опорные пункты, как Острово и Мошки

11 июля подразделения 129-й Орловской дивизии овладели важным узлом дорог - д. Деречин. У шоссе, за деревней, бросался в глаза большой курган. Жители рассказали воинам, что в июле 1942 г. фашисты окружили, вывели туда сотни ни в чём неповинных людей и расстреляли их. В специальной листовке, выпущенной политотделам дивизии, говорилось: «Товарищ боец! Много километров прошёл ты победным шагам по горячим следам войны. Много сёл и деревень освободил ты от гитлеровских тиранов. Много убийц ты наказал уже... Не давай же врагу избежать расплаты. Пускай священная ненависть удесятерит твой шаг!» Бойцы горячо отозвались на этот призыв и, развивая успех наступления, вышли к р. Зельвянка.

Днём 11 июля войска 3-й армии вели упорные бои с противником на подходах к р. Зельвенка, на западном берегу которой проходил второй оборонительный рубеж. по своему характеру он был такой же, как и на р. Щара. Но широкая и заболоченная пойма р. Зельвянка мешала советским войскам подойти по всему фронту армии. Соединения и части армии при поддержке авиации медленно двигались вперед.

Боевые действия наземных войск поддерживала 4-я воздушная армия, в состав которой входили 229-я и 309-я истребительные, 230-я и 233-я штурмовые, 325-я ночная бомбардировочная авиадивизии - всего 518 самолетов.

Топографическое размещение Зельвы способствовало немца. С восточной стороны протекала р. Зельвянка, окруженная заболоченной поймой, где было тяжело пройти танкам и артиллерии. По сторонам Зельвы было много возвышенных мест, удобных для размещения на них батарей артиллерии и наблюдательных пунктов. В самом поселке хорошими наблюдательными пунктами были колокольни церкви и костёла. Первая линия окопов противника размещалась на восточных склонах поселка. Таким образом наступать на Зельву предстояло по открытой и заминированной пойме р. Зельвянка. К тому же местность днём и ночью при освещении ракетами хорошо просматривалась.

Разведка установила, что фашисты к действующим частям перекидываю новые: 461-ю запасную дивизию из Германии, 267-ю пехотную дивизию из Львова и 611-й пехотный полк. Они были способны организовать тыловую оборону на р. Зельвянка.

556-й стрелковый полк 169-й дивизии начал подготовку к штурму г.п. Зельва. Капитан Ш.А. Сухиташвили во главе саперов был направлен в инженерную разведку. В пойме р. Зельвянка они разминировали подходы к реке, устроили переправы.

Разведка 434-го стрелкового полка установила, что в одном месте пойма реки углубляется в сторону Зельвы и создает заболоченный клин («пяточек»), вокруг которого размещены окопы противника. Командование дивизии выбрала этот «пяточек» для концентрации сил и подготовки штурма позиций врага.

Командование торопилось со штурмом Зельвы. Необходимо было опередить подходящие резервы противника, не дать им возможности развернуться в боевые порядки. В этих условия ночной штурм был лучшим способом ведения боя.

К вечеру 11 июля батальоны полка вышли на исходную позицию. саперы сделали проходы через минные поля и указали броды через р. Зельвянка.

Первый батальон под командованием майора В.Ф. Соловьева наступал в центре, слева от него, вдоль шоссейной дороги Слоним-Волковыск - батальон капитана И.А. Борщевского из 434-го полка 169-й дивизии. Справа, вдоль железной дороги в направлении железнодорожной станции наступал второй батальон 556-го полка под командованием майора В.В. Семизорова.

В 2 часа 30 минут 12 июля в небо взмыли три зеленые ракеты.  Начался штурм Зельвы.

Батальон майора В.Ф. Соловьева ворвался в Зельву и стал теснить противника с юга. Батальон майора В.В. Семизорова теснил врага с севера. Они шли друг к другу навстречу, стремясь прорваться в центр поселка. Фашисты жестоко сопротивлялись, встречая атакующих пулеметным и автоматным огнем.

В боевых порядках первого батальона шел капитан М. Михайлик комсорг полка. Он хорошо знал своих комсомольцев и верил в них. Комсомольцы любили своего вожака за храбрость и отвагу.

С ротой автоматчиков на штурм Зельвы шел капитан В.А. Сивилов - агитатор полка. Когда бой принял особенно упорный характер и в районе наступления батальона Семизорова появилось много раненых, Сивилов оказался здесь, вместе с санитарами он выносил с поля боя тяжело раненых бойцов.

Храбро сражался за Зельву начальник связи первого батальона лейтенант А. К. Бегун. Этот замечательный командир в бою находился всегда там, где было труднее.

Пулеметчиков в бой за Зельву вел старший лейтенант П.В. Колобов, миномётчиков - капитан Г.И. Суслин. О геройских действиях этих подразделений перед полком 13 июля говорил командир полка П. В. Качур.

На одной из улиц Зельвы три вражеские пулемёта, которые стреляли с разных сторон, сковывали наступление советских частей. Пулемётчик 556-го стрелкового полка Василий Чухраев выкатил своего «Максима» на открытую позицию и несколькими меткими очередями уничтожил две огневые точки гитлеровцев. Затем сменил позицию и уничтожил третью, и «снял» четырех снайперов, которые засели на деревьях. Здесь же, на поле боя, В. Чухраев командованием части был награжден медалью «За отвагу».

Все время в ходе боя командир полка П.В. Качур был среди атакующих, на месте руководил боем.

Ночной штурм Зельвы удался. До 9 часов утра поселок был полностью очищен от врага. Остатки разбитого гарнизона поспешно отступили на Волковыск.

Но немецкое командование не теряло надежды на возвращение Зельвы, которая играла важную роль на подступах к Волковыску. Противник планировал задержаться поселке как можно дольше.  И немецкое командование пошло на риск: за спиной у наступающих советских воинов, недалеко от д. Бережки, выбросило воздушный десант. Но и это не помогло. Десант был ликвидирован.

Во второй половине дня 12 июля из Волковыска противнику прибыло подкрепление: танки и штурмовые орудия. Ему удалось сконцентрировать значительные силы в районе деревень Вишневка, Холстово, Яновщина. Противник пытался задержать наступление воинов 142-го стрелкового полка 5-й Орловской дивизии с помощью танков.

На исходе 13 июля умелым обходным маневром окружили и уничтожили гарнизон противника в Яновщине, овладев высотой 229,7.

За день было отбито 10 контратак. В 3 часа утра 14 июля фашисты были выбиты с этих позиций и начали отходить в беспорядке на г. Волковыск.

Одновременно с переправой через Зельвянка и штурмом Зельвы началась переправа через реку на юг и север от поселка. Так, с наступлением темноты воины 438-го и 457-го полков начали форсировать реку Зельвянка севернее Зельвы. С тяжелыми боями им удалось захватить небольших плацдарм. К обеду 12 июля они овладели д. Самаровичи, Конно, Подболотье.

14 июля после беспрерывных, тяжелых боёв полностью был освобождён Зельвенский район.

Примеров мужество и героизма, которые проявили воины на полях Зельвенщине, много. Только в частях и подразделениях 169-й стрелковой дивизии за мужество и героизм, проявленные на зельвенской земли, было награждено свыше 100 солдат и офицеров.

bottom of page