top of page

Осенью 1941 г. бывший председатель сельсовета Булак Павел Иванович стал собирать в Зельвенском районе патриотические силы, на базе которых весной 1942 г. был создан партизанский отряд. На территории Зельвенского, Слонимского, Мостовского и Дятловского районов начал действовать партизанский отряд «Победа», который перерос в бригаду «Победа». Командир П.И. Булак. Бригада «Победа» входила в Ленинскую партизанскую бригаду, которой командовал Герой Советского Союза Булат Борис Адамович.

К концу мая 1942 г. в отряде было около 70 человек.

В мае 1942 г. на базе небольших партизанских групп, действовавших в Зельвенском районе, организован отряд, который по месту дислокации назывался Голянским (с августа 1942 г. - № 3649).

С 26 июня 1942 г. действовал отдельными группами, в июле решением собрания партизан групп Б.А. Булата, П.И. Булака, В.И. Пищулина, Короля отряд был воссоздан. В августе к нему присоединились группы И.В. Абрамова, Н.Ф.Коноплева. Действовал самостоятельно в Зельвенском, Слонимском, Дятловском районах. Приказом по Особому соединению партизанских отрядов в декабре 1942 г. включен в состав Ленинской бригады, где был переименован в отряд «Победа».

Командиры отряда:

Булат Борис Адамович июль 1942 г. - декабрь 1942 г.

Булак Павел Иванович декабрь 1942 г. - декабрь 1943 г.

Комиссары:

Шубин Георгий Алексеевич ноябрь 1942 г. - май 1943 г.

Ивлиев Григорий Георгиевич май 1943 г. - декабрь 1943 г.

Начальники штаба:

Битько Валентин Степанович август 1942 г. - июль 1943 г.

Васильев Сергей Филиппович июль 1943 г. - август 1943 г.

Давыдкин Яков Сергеевич август 1943 г. - декабрь 1943 г..

За годы оккупации партизанские отряды, базирующиеся в прибрежных лесах р. Щара, нанесли большой ущерб врагу. Был обстрелян эшелон фашистов возле д. Лебяды, за Вороничами был пущен под откос и сожжён немецкий эшелон с техникой. Целую ночь на востоке горело зарево и раздавались взрывы.

За время оккупации партизаны в Зельве никогда не были, хотя и пробовали пробраться. Им противостояла довольно сильная оборона. Во-первых, усиленная жандармерия, во-вторых, охрана из контингента немецких войск железнодорожного и шоссейного мостов.

Начался массовый вывоз молодёжи в Германию на обязательные работы. Всего было вывезено больше за 2000 чел. Многие парни, чтобы не попасть в рабство, шли в партизаны.

С приходом фашистов усложнилась жизнь евреев. Фашисты заставили их нашить на груди и плечах слева жёлтые пометки, запретили им ходить по тротуарам. Все распоряжения и указания для евреев издавала фашистская организация «Юденрад». Для остального населения работали комендатура и комиссар. Евреи испытывали большие трудности как с питанием, так и с жильём. Они приспосабливались: делали крыши в уцелевших кирпичных зданиях либо использовали погреба. Лепили там печки, выводили наружу дымоходы.

В Зельве, помимо местных евреев, было много беженцев, изгнанных из Польши. Все они жили очень дружно. Большинство было зажиточно: имели спрятанное золото, серебро, драгоценные изделия, шубы, меха, хорошую обувь. Меняли их у крестьян на продукты.

Летом 1942 года подпольный комитет евреев закупил в д. Холстово 5 коров. Мясо разделили между голодающими евреями. Узнав об этом, фашисты арестовали шестерых организаторов, а затем казнили. Евреев заставили построить виселицы, а затем надеть петли на своих собратьев. Местом казни стал Почтовый переулок.

В начале войны каратели согнали в д. Деречин евреев со всех ближайших деревень и создали гетто.

В апреле 1942 года немецкий карательный жандармский отряд убил 150 евреев Деречина в качестве мести и устрашения за побег из гетто 7 узников. Расстрел был организован в лесу Родишки Мостовского района, тела убитых закопали в близлежащем рву.

Лето 1942 года гетто Деречина было полностью уничтожено. Гетто было окружено в четыре часа утра отрядом карателей, вокруг забора были установлены пулеметы, и, по словам очевидца, «всё местечко от старого до малого обоего пола было повыбито».

На рассвете помощники полицаев начали копать ямы у дороги за мельницей. После полудня евреев согнали в колонну и в окружении полицаев повели к месту убийства - мужчины, подростков и женщин с младенцами на руках. Впереди шёл председатель «Юденрата». На некотором расстоянии от ям евреев остановили и заставили раздеться догола. Полицаи отделяли людей группами, избивая, гнали к яме и убивали. Было расстреляли около 2700 человек, а остальных вывезли и уничтожили в других местах.

В одну из летних ночей Булак П.И. привёл свой отряд, большей частью состоявший из евреев, к Деречину, Внезапным ударом партизаны захватили казарму с полицаями, но не смогли сразу выбить немцев из штаба – здание имело толстые кирпичные стены, а с крыши по партизанам стрелял из пулемета лично комендант полиции Черток. По свидетельствам очевидцев: «Булак закричал: «Товарищи! Там засели убийцы ваших родителей. Евреи, вперед!» Услышав многоголосое картавое «Ура!» со стороны расстрельных ям, суеверный Черток подумал, что воскресли евреи. Он приподнялся с криком: «Жиды, жиды из ям!..» В ту же секунду партизанская пуля его убила». Отряд захватил штаб, и потом каждый вечер в течение месяца партизаны возвращались в Деречин. Евреи сожгли собственные дома: «Нет наших родных, так пусть никто не пользуется нашим имуществом». Только через месяц немцы с помощью украинского батальона сумели вернуть себе власть в Деречине.

В районе Деречина также действовал самостоятельный еврейский партизанский отряд под командованием Иехезкеля Атласа, ядро которого составляли 120 евреев, бежавшие из Деречинского гетто. Отряд доктора Атласа провёл много успешных операций против нацистов, в то числе перед ликвидацией гетто в Деречине отряд напал на Деречинский гарнизон, и с ним из гетто ушли в лес те узники, кто решился присоединиться к партизанам. 10 августа Атлас повторил атаку, чего немцы совершенно не ожидали, и практически уничтожил немецкий гарнизон. Также в числе значительных операций отряда Атласа – уничтожение стратегически важного моста через Неман. А в августе 1942 года – даже захват немецкого самолета.

19 августа 1942 г. немцы арестовали и повели в Деречине 30 мужчин. По дороге к месту казни арестованные напали на конвоиров. От расправы таким образом спаслось 9 чел. Остальных немцы расстреляли в Деречине.

2 ноября 1942 г. немецкие эсэсовцы блокировали Зельву. Через «Юденрад» евреям объявили, чтобы они собирали все необходимые вещи, запасались продуктами и следовали на железнодорожную станцию. Сказали, что их переселят в другое место. Поверив в это, люди бросились к тайникам, в огороды – откапывали припрятанное добро. Несли вязанки и мешки, везли коляски… Нескольких слабых и больных евреев, которые не могли дойти сами, эсэсовцы расстреляли. На железнодорожной станции у евреев всё отняли, загнали их в товарные вагоны. Эшелон направился на запад. Оставшееся добро эсэсовцы разделили между собой.

В декабре 1942 г. фашисты провели новую карательную операцию в Деречине, в результате которой были расстреляны 85 чел. Всех, кого удалось схватить- женщин, детей, стариков гитлеровцы сгоняли в сарай, а затем выводили по 5 человек и расстреливали. Только троим удалось вырваться из этого пекла – Софьи Жоглик, Марии Матушко и Марии Жоглик.

Большая беда пришла в деревню  Голынка в ночь с 11 на 12 декабря 1942 года. Многие в это время спали крепким сном. Каратели приехали на крытых грузовиках из Слонима. Сначала, не доезжая до деревни, на хуторе прямо в домах расстреляли три партизанские семьи. После этого сразу же направились в д. Голынка. По несколько человек разошлись по домам. Не жалели ни детей, ни стариков. По моим подсчетам, фашисты убили более двух десятков малышей, которым не было и трех лет, а Фекле Дорош, как и Нине Шапель, вообще только несколько месяцев.

Из воспоминаний Юрия Ламеко: «Фашисты зашли в дом. Вся наша большая семья была в сборе. Дедушка, бабушка, отец, мать и пятеро нас — детей. Кроме этого, у нас в гостях находились и четверо родственников из других деревень. Всем приказали выйти на улицу. Мой дядька незаметно залез под печь. Всех выстроили в ряд. Сначала из пистолетов выстрелили в дедушку и бабушку, когда те упали, — в отца и мать, потом в остальных. Сколько прошло времени, как я пришел в сознание, не знаю. Карателей уже рядом не было. Выжил и мой восьмилетний брат. Я взял его за руку, и мы бросились убегать. Но тут услышали чей-то стон. Это была наша родственница…»

Получили серьезные ранения, но остались в живых мать Юрия Семеновича и его трехлетний брат Гена. В Голынке жили несколько семей полицаев, но и их постигла та же горькая участь. Говорят, что гитлеровцы приехали на расправу с мирными жителями, будучи пьяными. Возможно, поэтому некоторым удалось спастись.

Через какое-то время каратели вновь наведались в д. Голынка. Собрали тех, кто остался в живых, и повезли в Слоним. Сначала их держали в тюрьме, а потом отправили в концлагерь возле Витебска. Сразу деревню не поджигали. Сделали это несколько позже. Правда, большая часть домов все же осталась нетронутой.

В итоге карательной операции в д. Голынка были убиты 386 мирных жителей. В живых остались немногим более 20 человек. Это одна из самых ужасных трагедий на Зельвенщине в годы войны.

В декабре 1942 года в д. Плетяничи гитлеровцы сожгли всю семью Познанских – 5 человек.

bottom of page